Это старая версия документа.


Автор — Крис Шерер (Chris Shearer)

moodle-logo.jpg_200

Большинство перемен в образовании даются очень непросто, и реше-ние изучить возмож-ность перехода на свободное программное обеспечение с открытым кодом и на Linux не является исключением. Учиты-вая, что старые программы в школах рассчитаны на один обозреватель (IE6) и на одну операционную систему (Windows), лишённые гибкости приложения для формирования федеральной и региональной отчётности загоняют нас в угол, и мы либо сдаёмся на их милость, либо восстаём и используем эти приложения без техподдержки. Хотя интерес и любовь к СПО уже завладели многими учителями, такие препятствия отнимают время. Но с течением времени мы видим растущее желание попробовать в школах именно СПО. Несмотря на все препят-ствия, использование Linux и СПО в среднем образовании продолжает расти.

Я всегда работал учителем, а начинал с преподавания в классе. Лично для меня знакомс-тво с Linux и СПО началось со статьи в «Washington Post» о Firefox в декабре 2004 г. До того времени я разочаровывался в Internet Explorer всё больше и больше с каждым новым веб-приложением, приобретаемым моей школой. В то время я работал системным интегра-тором в одной школе, помогая учителям использовать програм-мное обеспечение в классах. IE просто совсем не работал — то ошибка ActiveX, то сбой системы. В начальной школе тенденция использования веб-приложений в процессе обучения только началась, и многие приложения работали в среде IE кое-как. После той статьи мы решили опробовать Firefox в школьной лаборатории, и, словно по волшебству, ошибки и зависания прекратились. Это было чудо! Со временем мы устано-вили Firefox на все компьютеры в школе. Школьный техник поделился со мной кое-какими други-ми приложе-ниями и обратил внимание на альтерна-тивную операционную систему Linux. Я выбрал старенький компьютер, который уже собирались отправить на свалку, и переформатировал жёсткий диск, чтобы устано-вить Edubuntu. Ого! Она зара-ботала, и заработала гладко, хотя Windows подвисала каждый раз, запуская одно-единственное приложение. А в Edubuntu я мог использовать одновременно и OpenOffice, и Gimp, и другие приложения почти без потери производи-тельности. Хотя я понимал, что вопроса даже о попытке более масштабного внедрения Linux не стоит, мы изучали, какие ещё приложения можно устано-вить. Мы постоянно использовали Audacity для соз-дания подкастов. Мы взвалили на Gimp создание красивой графики. Мы также устано-вили сетевые приложения для контроля серверов и трафика, но в то время этим всё и ограничилось. Я слышал о постоянно растущем количестве школ, которые открыли для себя СПО и Linux, апробированные на государственном уровне. Вот почему мне захотелось перевестись туда, где открыто смотрели на инновационные возможности этих инструментов. В одном из районов различные приложения изучались особенно тщательно, и я воспользовался этим случаем. Когда я стал директором школьной системы из 14 школ, я захотел продолжить использование существующих инструментов и придумать новые способы их применения. Дополнительные нововведения не встречали препятствий, которые могли возникнуть в других областях. Например, мы открыли новую начальную школу, оснащённую в этом году 150 eeePCs под управлением Xandros Linux. Хотя я не скажу, что мы сделали это без препятствий, все мои сотрудники осознали потенциал использования этих инструментов, так что мы работали над решением проблем сетевых принтеров, беспроводного доступа и сетевого хранения данных в среде Windows. Ученики получали пользу от исполь-зования ноутбука в псевдо-1:1 окружении, и учились исполь-зовать альтернативные операционные системы. Другие школы нас поддержали, и мы стали использовать нетбуки Dell Mini-9, 10 и 12, на которых работала только Ubuntu. После борьбы с дистрибутивом Dell мы перешли на Ubuntu Netbook Remix, и теперь видим всё больше наших школ, исполь-зующих её в своих кабинетах. В настоящее время мы продол-жаем использовать СПО и делаем это всё чаще. Когда мы столкнулись с желанием преподавателей вести блоги, мы стали искать инструмент для их размещения и управле-ния, в противовес коммер-ческим продуктам (Blogger, Edublogs и т.д.). Мы остановили свой выбор на WordPress, который был установлен на сервер с Ubuntu. Нашим решением в поиске системы управления учебным процессом был отказ от коммерческой Blackboard CMS в пользу Moodle. Оба этих инструмента дали нам свободу для того, чтобы мы могли удовлетворить потребности наших учителей и студентов, чего бы нам не позволили проприетарные средства. Мы добавляем моду-ли для Moodle, позволяющие плотную интеграцию с другими инструментами, такими как *e-portfolio. WordPress с пользова-тельскими дополнениями позволят учителям получить функциональность, которая заменяет их старые, написаные на HTML веб-страницы.

Сейчас, в конце ещё одного года, мы сделали небольшую передышку, чтобы обдумать успехи прошлого года. Нельзя не улыбнуться, преодолев препятствия и видя успешное применение многих СПО-инструментов. Несмотря на то что в некоторой степени мы не удовлетворены достигнутым, наш район, безусловно, создал прочное основание, благодаря которому мы можем продол-жать поиски решения наших проблем, решения, которые предоставят нам необходимую гибкость, а иногда и масшта-бируемость, позволяющие развиваться с течением времени.

Хотя государственные образовательные учреждения частенько запаздывают, многие в сфере образования уже сейчас рассматривают СПО, Linux и Ubuntu как нечто жизнеспособное и необходимое для их будущего. Помимо экономии средств, поиск прило-жений, которые могут быть адаптированы к конкретным нуждам (что недоступно при исполь-зовании про-приетарных программ), значит очень многое, и это спо-собствует переходу от традицион-ной прак-тики к использованию этих преиму-ществ. Хотя массовый переход, возможно, никогда и не произойдет, всё больше и больше людей переходят на СПО и Linux, и многие из нас будут и впредь находить убедительные доводы в их пользу. Если вы хотите содействовать распростра-нению Linux и СПО в системе государственного образования, ориентируйтесь на руководи-телей. Скорее всего, большин-ство технических директоров, руководителей ИТ-служб, знает о его преимуществах. А многие из вашего школьного руководства, вероятно, нет. Начните диалог с ними, и спросите их, как они исполь-зуют СПО для экономии средств и гибкости. Если вы видите недоуменный взгляд, значит вы знаете, с чего начать!