Автор – Алан Кокс (Alan Cocks)

edit1-blur-sized.jpg «Я сегодня ходила на компьютерные курсы. Как мне включить компьютер твоего отца?» Это звонила Ирен, уже дважды прабабушка, которая никогда в жизни не садилась за компьютер. Это было как гром среди ясного неба. Такого от неё никто не ожидал. Ирен сейчас 88, в молодости она была парикмахером, позже растила детей, и так и не научилась вождению. Сейчас она живёт на окраине маленького городка на восточном побережье Великобритании, где нет общественного транспорта. Когда она год назад овдовела, она сильно ощутила свою изоляцию и зависимость от других. Её семья старается помогать, хотя они живут далеко.

Ирен иногда приходится ездить на такси, общественном транспорте, с друзьями, или в хорошую погоду проходить небольшие расстояния пешком. Но она несколько раз падала, что однажды привело к перелому бедра. Поэтому, хотя она готова к подвигам, решение пойти куда-нибудь, даже в магазин, тщательно взвешивается.

Когда её технически подкованный муж еще был жив, он иногда печатал списки покупок на своём старом компьютере. Ирен никогда не принимала в этом участия. И после смерти мужа компьютер оказался заброшенным. Однако отчаяние заставило Ирен посмотреть на компьютер по-другому. К великому удивлению всей семьи (в которой все разбираются в компьютерах), Ирен заявила, что записалась на компьютерные курсы для старшего возраста. Причина вскоре выяснилась — шоппинг.

Курсы по основам компьютерной грамотности, на которые она поступила, проводились неподалёку, дважды в неделю по 2 часа. Ирен рассказала: «Когда я пришла на курсы в первый раз, на стене висел огромный экран. К компьютерам мы не притронулись. Я сходила ещё на 2 занятия, и мы набирали текст из какой-то книжки. Нам даже не показали, как включать и выключать компьютер. По-моему, я ничему не научилась». Ирен хотела научиться делать онлайн-покупки, но учитель объяснил, что данные курсы для этого не годятся. Он предложил ей поступить на более серьёзные, 6-недельные курсы. Ирен была разочарована. Она бросила курсы со словами: «это пустая трата времени».

К этому моменту её семья немного оправилась от потрясения. Они решили, что древний компьютер её мужа не подходит для новичка, собирающегося делать онлайн-покупки. Они и не подозревали, к чему это всё приведёт. Одному из членов семьи знакомый недавно отдал ненужный компьютер, который и подготовили для Ирен. Затем его подключили к интернету, что вызвало некоторые трудности, так как все данные, документы и пароли были высланы на другой конец страны — родственникам, заключившим договор, а совсем не пожилой начинающей интернетчице. Но благодаря чуткости персонала провайдера затруднение быстро разрешилось. Все члены семьи — пользователи Ubuntu Linux. И поскольку у них уже был опыт в помощи новичкам, было решено, что Ubuntu идеально подходит для прабабушки как по лёгкости использования, так и из соображений безопасности.

Компьютер был установлен при следующем визите семьи. Сразу же настроили соединение с интернетом, создали необходимые учётные записи, и всё остальное, что было нужно Ирен. Не забыли и защитить компьютер от нежелательных воздействий. В меню оставили только самые нужные пункты. А размер шрифта и разрешение экрана установили таким, чтобы было комфортно работать пользователю с ослабленным зрением, который иногда забывает надеть очки.

Местность расположена в зоне доставки одного из крупнейших сетевых онлайн-супермаркетов. В нём и зарегистрировали бабулю. Сам компьютер, широкополосный модем, колонки, настольную лампу и т.д. подключили к сети через общую розетку, которая легко выключается, когда нужно. Веб-браузер (Firefox) запускается автоматически при загрузке компьютера и сразу открывает страницу супермаркета. Когда настройка была закончена, потребовалась всего пара часов на практическое освоение, шаг за шагом, процесса первой для Ирен онлайн-покупки. Предполагалось, что пробная закупка ограничится парочкой вещей.

Однако через пару часов в корзине уже было более 20 предметов, а Ирен самостоятельно разобралась с календарём доставки и подтвердила заказ. Она мужественно перенесла сложности с освоением незнакомой среды, поиском всего по экрану и обычных для новичка проблем с попаданием мышкой. Полный успех. Служба доставки ко всеобщему удовольствию прибыла по расписанию, через пару дней. Несколькими днями позже Ирен потребовалась небольшая помощь от родственников в оформлении очередного заказа. Она по невнимательности ввела в форме заказа вместо номера кредитки название банка. Родня с помощью удалённого доступа быстро разобралась с проблемой, и заказ отправился на исполнение.

Ирен обнаружила один приятный сюрприз. Оказывается при онлайн-заказе мороженого доставку производят непосредственно из морозильной камеры сразу до двери. На следующей неделе у Ирен опять возникла проблема с подтверждением заказа. Корзина была полна, но завершить заказ не получалось. Позже родные узнали, что Ирен решила обратиться в службу поддержки по телефону, который нашла на сайте. Она настойчиво пыталась дозвониться четыре раза, перепробовав различные комбинации, пока наконец не попала на того, кто разобрался, в чём проблема. У сотрудника техподдержки был доступ к корзине покупок Ирен, и он смог принять номер кредитной карты по телефону. Ещё один успешный заказ. И опыт успешного взаимодействия со службой поддержки! Недавно Ирен разговаривала со своим знакомым, который посещает компьютерные курсы уже 2 года. Он хвалился, что научился печатать разными шрифтами, крупно и мелко. Ирен спросила, умеет ли он делать онлайн-покупки. «Нет», — ответил он. Ирен удивилась: «Тогда какой в этом смысл?» Примерно неделю спустя Ирен сделала закупки без малейшей помощи извне. Впервые совершенно самостоятельно! На протяжении следующих 4 недель навыки Ирен достигли таких высот, что ей можно было смело вручать диплом специалиста «по онлайн закупкам продовольственных товаров». При этом она практически полностью перестала пользоваться помощью родственников, хотя помощь и была доступна удалённо. Всё-таки навыки Ирен по работе с мышью оставляли желать лучшего. А самые приятные упражнения с мышкой — это логические игры, например, Маджонг. По телефону Ирен объяснили правила, и тренировки начались.

Следующий визит родственников пришёлся как раз на тот момент, когда Ирен обустраивала свободную комнату под более удобную спальню. Её дочь предложила купить новую кровать так же, как и продукты, через интернет. Это помогло бы избежать как минимум одной утомительной поездки в ближайший крупный город. Кроме того, выбирать в интернете значительно удобнее. Благодаря помощи своей опытной дочери Ирен осознала ещё одно преимущество интернета. Выбор подходящей модели, затем подбор по габаритам новой кровати, и в конце оформление доставки — всё это можно делать, сидя в тёплом кресле рядом с дочерью и попивая ароматный чай. Кровать привезли через 4 дня. Ирен была в восторге. С каждым разом она всё больше своих забот может доверить компьютеру. Сейчас она умеет делать на компьютере почти всё, чему хотела научиться: онлайн покупки и даже переписку по электронной почте. Компьютер и навыки работы с ним очень помогают ей в повседневной жизни. «Я вернула себе независимость», — говорит Ирен.


Технические данные: Подаренный нам компьютер в корпусе минитауэр, процессор Pentium-3 500 МГц, 384 Мб памяти, 20 Гб жёсткий диск, CD-ROM. Монитор — 17 дюймовый ЭЛТ. Модем-роутер — Netgear DG834GT (wi-fi отключен). Широкополосный доступ в интернет 2 Мбит, провайдер UKOnline.net, модем в комплекте. Система — Ubuntu 8.04 LTS. Ограниченная учётная запись, сокращённое меню, панели и значки заблокированы. Браузер — Firefox. Клиент электронной почты — Thunderbird. Удалённая помощь производилась посредством удалённого рабочего стола (VNC) через ssh-туннель. Бесплатный сервис Dynamic DNS использовался для установления удалённого соединения.

Digital Unite http://digitalunite.com/ Помогаем старшему поколению раскрыть технические таланты.