Автор — Фернандо Диаз дэ Ласерна (Fernando Díaz de la Serna)

На первый взгляд кажется слишком натянутым и неуместным сравнивать «открытый код» — набор чётко определённых принципов и технологий для разработки операционных систем и программного обеспечения с буддизмом — тысячелетней религиозной традицией с чётко определёнными догмами и правилами для развития самопознания и сознания.

buddhism.jpg

Примечание: другие термины, близкие по значению к «открытому коду» — «FOSS» («свободное программное обеспечение с открытым кодом») и «GNU».

Я интересуюсь буддизмом несколько лет, а открытым кодом — более короткий период. Время от времени я задумываюсь об их сравнении. И чем больше я думаю, тем более сообразным и возможным представляется проведение параллелей. Я до конца не уверен, к какому изданию подходит эта заметка — по буддизму или по открытому коду. Алан Воллэйс, американский доктор физики, имеющий значительный опыт буддистских практик, не сомневается, что между наукой и буддизмом имеются бесконечные параллели (http://www.alanwallace.org/).

Немногие люди знают, что Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Если и есть религия, соответствующая потребностям современной научной мысли, то это буддизм».

Арнольд Тойнби, английский историк, заявил, что когда буддизм широко распространился на Западе, это кардинально изменило западную культуру.

Оба высказывания принадлежат не набожным буддистским монахам, а физику и историку.

Некоторые защитники Open Source тоже могут считать, что он мог бы быть радикальной силой, которая изменит ценности и культуру.

Обе эти силы могут повлиять в лучшую сторону на наши представления о мировой культуре, которая нуждается в новых парадигмах, ибо кажется, что по многим направлениям мы находимся на грани коллапса. Я считаю самым важным, что объединяет эти силы, это не бесплатность и доступность для каждого, а то, что они выражают свободу мысли и свободу выбора.

Пользователи открытого кода объединяются вокруг кластеров, называемых «сообщества», также как буддисты объединяются вокруг групп, называемых «Сангха». И приверженцы открытого кода, и буддистские сообщества соблюдают кодекс этики. В первом случае это называется «кодекс поведения», как он был определён сообществом Ubuntu, а во втором — «заповеди».

Сообщества открытого кода не связаны религиозными верованиями или политическими взглядами. Их объединяет убеждённость, что доступ к технологиям должен быть бесплатным, свободным в использовании для стимулирования личностного роста, повышения креативности, без идеологических манипуляций и ограничений. В рамках этой деятельности бессчётное число программистов на общественных началах тратит своё время и таланты на ту часть человечества, которая следует пути открытого кода.

Концепция Даны (щедрости, дарения) в буддизме соответствует тому же мироощущению. Воззрения о дарении — центральные в буддистской мысли и не обязательно связаны с дарением денег или иных материальных благ. Исповедуя свободу мысли, буддизм считает, что человек не обязан слепо следовать любому учению или доктрине только потому, что его учат, что они правдивы. Напротив, человек должен следовать своей интуиции, пропускать общие верования сквозь сито рационального знания перед тем, как их принять. Этот подход касается и того, что Будда советовал не принимать его собственное учение слепо за правду.

У меня нет намерения ни приравнять сообщество открытого кода к своего рода благодатному разделу мысли, ни свести буддизм к технологии тренировки сознания. Вместо этого я полагаю, что оба этих движения прокладывают путь к свободе и личному развитию, которые присущи их собственной структуре, и могут привести к кардинальному изменению наших взглядов на других и самих себя. Если люди, интересующиеся открытым кодом, с любопытством посмотрят на буддизм, и наоборот, то есть серьёзные шансы, что и те, и другие найдут значительное количество совпадений. Само словосочетание «Linux для людей» очень близко буддистской мысли.