Автор – Эмбер Грейнер (Amber Graner)

Эмбер Грейнер: В этом интервью я имею честь беседовать с Dinda (Белинда Лопес) — руководителем проекта по образованию (Canonical Training Project) и членом женской команды Ubuntu. Dinda, пользуясь случаем, не могла бы ты рассказать нам немного о себе?

Белинда Лопес: Я родилась и выросла в Бейтауне, штат Техас, неподалёку от Хьюстона. Мне посчастливилось жить в разных местах по всему миру, в том числе в Южной Калифорнии и в Новой Зеландии, в Веллингтоне. Сейчас я живу в городе Ямайка Бич на острове Галвестон в штате Техас. Я устроилась на свою нынешнюю работу, о которой так мечтала — руководителем проекта по образованию в компании Canonical — ровно год назад, 8 сентября 2008 года. К сожалению, спустя пять дней ураган Айк обрушился на побережье Техаса, принеся с собой хаос и разрушения. Это произошло за два месяца до того, как я смогла вернуться домой, так что иметь профессию, позволяющую работать в любом месте, где есть высокоскоростной интернет, оказалось большим плюсом. Я уже 14 лет работаю в сфере образования и обучения, разрабатывая материалы для учащихся всех уровней, от дошкольников до космонавтов.

Когда я не работаю и не участвую в проектах Ubuntu и других, я провожу время в саду, катаюсь по пляжу на велосипеде или играю в бейсбол с моими племянниками.

Э. Г.: Я читала, что ты уже более трёх лет принимаешь участие в проекте. Что именно в Ubuntu так привлекло тебя?

Б. Л.: Программы обучения и профессиональной подготовки. Когда я впервые узнала о проекте, я поняла, что OpenSource лучше всего подходит для образовательных целей. Имея опыт участия в развёртывании технологий для различных уровней образования, понимаешь: открытые ресурсы и средства разработки — правильная схема. Когда образовательные проекты в НАСА начали сворачивать, я стала готовиться к следующей работе моей мечты. Зная, что в Ubuntu будут определённые возможности применить себя в сфере обучения, я прилетела в Париж на встречу разработчиков Ubuntu, чтобы больше узнать о проекте.

Что больше всего меня поразило, так это качество подготовки и разнообразие участников. Оказалось, Ubuntu — глобальный проект, вобравший выдающиеся технические знания и с бесчисленными перспективами для участия.

Э. Г.: Я уже упоминала, что ты руководитель проекта по обучению в Canonical. Каким ты видишь «официальное» развитие своего проекта? Какие возможности он предлагает для сообщества?

Б. Л.: Рада, что ты спросила, поскольку это те вопросы, над которыми я ломаю голову с начала подготовки к следующему LTS-релизу. Мы, в первую очередь, сосредоточились на LTS для обучения, и сейчас я работаю над стратегией дополнительной профессиональной сертификации, а заодно и расширением нашего портфеля курсов. Наряду с курсами в обычных классах, мы начали предлагать виртуальное обучение под руководством инструктора, а также программы электронного самообучения. Скоро мы сможем предоставить ещё больше электронных образовательных материалов, включая видеоматериалы.

Есть несколько областей, в которые я надеюсь внести свой вклад: сертификация, а также совершенствование сотрудничества в разработке учебных материалов. Я присматриваюсь к проекту Flossmanuals и имела прекрасную возможность встретиться с многими участниками GNOME и Ubuntu Documentation на конференции Writing Open Source прошлым летом, так что поиск более эффективных путей сотрудничества занимает главное место в моем списке. Мы привлекаем членов сообщества помогать нам в разработке материалов в качестве рецензентов и студентов наших пилотных курсов. Я не устаю удивляться качеству и скрупулёзности их вклада.

Обучение является неотъемлемой частью любого растущего проекта. Чем больше осведомлённых пользователей Ubuntu по всему миру, тем большим они могут поделиться друг с другом и тем больше отдачи в разработку Ubuntu. Во всех наших учебных материалах мы стараемся делать акцент на ресурсах сообщества и на том, какую пользу приносит участие в различных командах всем, кто использует Ubuntu на работе или дома.

Э. Г.: У тебя замечательный опыт использования технологий в процессе обучения: NASA, Canonical, профессура в университете и многое другое. Какие, на твой взгляд, наибольшие трудности в плане обучения и какие шаги женских команд Ubuntu, и сообщества Ubuntu в целом, могут стать частью решения проблемы самоподготовки и поощрения других к участию в этом процессе?

Б. Л.: Я вошла в женскую команду Ubuntu потому, что это был великий момент вступления в более широкое сообщество. Там было столько людей, готовых помочь, и я чувствовала себя комфортно, задавая им вопросы. Знакомство с СПО в целом является огромным шагом для тех из нас, кто только начинает или ещё не работал с СПО. Когда вам поручено разработать полностью программу по любой теме, то всегда намного сложнее разрабатывать вводные курсы, чем специализированные. Вот почему очень важно иметь место, где новые пользователи и потенциальные участники могли не боясь задавать простые вопросы. Вступление в какое-либо техническое сообщество может быть пугающим, если его передовые члены не признают, что все когда-то начинали. Вот почему Кодекс Поведения и вся структура сообщества Ubuntu так мне импонируют. Я не могу отзываться достаточно хорошо о форумах, IRC каналах и о других местах, где новичкам были бы рады и помогали.

У меня больше развита зрительная память и, когда я пытаюсь что-то понять, мне нужна возможность видеть общую картину. Компьютерные технологии сродни чёрной магии: набираем команду, верим, что компьютер сделал то, что мы хотели, повторяем. Когда мои мысли витали вокруг BZR, вечно больной Джеймс Уэстби чертил какие-то диаграммы последовательности операций на доске, и вдруг пришло озарение. Я смогла связать всё воедино, чего не сделала бы, просто читая вики или общаясь в IRC. Это одна из причин, по которым я большая сторонница использования графиков и анимации в нашей продукции. Разные люди обучаются по-разному и самые эффективные преподаватели используют разнообразие методов для достижения их цели.

Я могла бы продолжить и по поводу методик, стилей и психологии обучения, но всё это сводится к представлению общей картины, копанию в деталях, практическим занятиям, сценариям реального мира и использованию сколь можно большего числа различных инструментов и ресурсов. Когда ты обучаешь кого-то, то делаешь это не для себя, а для него. Выдающиеся учителя становятся катализатором для студентов.

Э. Г.: Я повидала много команд LoCo, заинтересованных в переводе их местных школ на Ubuntu. Какой совет ты дала бы тем командам, которые хотели бы за это взяться?

Б. Л.: Ничего себе! Такие вопросы не так уж легки, правда? На первый взгляд, СПО в школах — это замечательно. Это одна из основных причин, по которым я стала участвовать в проекте Ubuntu, но по прошлому, иногда болезненному опыту, я знаю как трудно что-то менять в системе школьного образования. Я была вовлечена в проект по внедрению ноутбуков для учителей большого местного школьного округа. Как консультанты, мы все подобрали подходящие модели/марки одного уровня и даже разработали модель обучения. Лица, принимавшие решение, узнали, что мы выбрали компьютеры не от местного производителя, с которым у округа имеются давние связи, и нам сказали, что система должна быть поставлена им. Всякий раз, когда я вижу, что принимаемые решения не в интересах преподавателей и студентов, а основываются на политических или иных мотивах, что ж, мне трудно это принять. Моё сердце всегда было с образованием, и я даже баллотировалась на место в местном школьном совете несколько лет назад. Это определённо та область, в которой я призываю всех принимать более активное участие.

Я настоятельно рекомендую тем, кто заинтересован в изменении обучения в школах, участвовать в заседаниях местного школьного совета. Надо участвовать в советах по информатике и делать всё возможное, чтобы связаться с представителями властей. Чтобы добиться крупномасштабных изменений, вам нужно понять, как работают системы образования. При этом, в привилегированных и частных школах идёт просто колоссальная работа, потому что там нет бюрократического процесса принятия решений. Вам нужно помнить, что в США государственные школы работают по общегосударственным стандартным программам обучения. Когда я работала в Университете Райса и НАСА, стратегия заключалась в том, чтобы мы плавно включили технологии в эти стандарты. Учителя получали готовые планы уроков и материалы с нашим содержимым и технологиями, поэтому их внедрение прошло гораздо легче, чем обычное обучение информатике.

Я на самом деле хочу, чтобы проект One Laptop Per Child был более успешным, но понимаю разногласия, особенно в планах развёртывания или, точнее, в их отсутствии. Персонал Sugar Labs делает огромную работу, но существуют и многие другие инициативы. Пожалуй, может потребоваться объединение всех образовательных групп СПО, возможно, даже под эгидой ООН. Лично я надеюсь на то, что Canonical/Ubuntu скоро наймёт ещё одного человека, ответственного за обучение.

Э. Г.: Я очень рада, что ты участвуешь и в других женских командах Ubuntu. Есть ли другие, особо ориентированные на женщин группы, в которых ты состоишь? Можешь ли ты рассказать нам немного о них?

Б. Л.: Я вступила в книжный клуб для женщин онлайн несколько лет назад. Всё это время мы могли знакомиться и путешество-вать по миру вместе. Этот опыт очень мне помог заводить знакомства и встречаться с людьми из разных слоёв общества. А недавно я вступила в группу женщин-профессионалов в моём колледже. Теперь я работаю дома, и мне не хватает общения и офисной жизни, поэтому мне приходится ходить и искать людей, чтобы пообедать и пообщаться вместе. Это помогает в профессиональных контактах.

Э. Г.: В сообществах Ubuntu и СПО очень много интересных проектов. Ты сейчас работаешь в каком-либо проекте, о котором бы хотела рассказать нам?

Б. Л.: Мне очень хочется иметь больше времени для команды документации, команды скринкастов, образовательных проектов, и Edubuntu, и Sugar Labs, и этот список можно продолжать дальше. Трудно сузить его до чего-то одного, так как они все делают такую огромную работу. К сожалению, я до сих пор трачу свободное время на ремонт дома после урагана, но, возможно, через месяц-другой у меня будет больше времени.

Я также хочу участвовать в конференциях в следующем году. Linux Conf Australia будет в Веллингтоне в следующем году, и я надеюсь, что смогу быть там. Я также планирую участвовать в большем количестве общеобразовательных конференций.

Э. Г.: Dinda, спасибо, что нашла время чтобы рассказать нам немного больше о себе и о том огромном вкладе, который ты вносишь не только в сообщество Ubuntu, но и сообщества СПО в целом.

Б. Л.: Нет, спасибо тебе! Ты многого добилась и заработала себе отличную репутацию в сообществе. Я надеюсь, что мы ещё будем вместе работать в ближайшее время.